
В феврале 2025 года объем железнодорожных грузоперевозок на сети РЖД сократился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 87 млн тонн. Это минимальный показатель за последние десять лет, согласно анализу отраслевых данных.
Факторы снижения объемов перевозок
Одним из ключевых факторов падения стала высокая база для сравнения, связанная с дополнительными календарными днями в високосном 2024 году. Кроме того, динамика перевозок изменилась под влиянием текущих рыночных условий и логистических перестроек.
Наибольшее снижение наблюдалось в сегментах:
Строительные материалы — минус 22,3% к февралю 2024 года;
Цемент — снижение на 16,9%;
Черные металлы — спад на 13,7%;
Нефтепродукты — уменьшение объемов на 6,5%.
В РЖД отметили, что несмотря на снижение спроса на транспортировку нефтепродуктов, перевозчик продолжает оптимизировать логистические процессы и взаимодействовать с грузоотправителями для бесперебойного обеспечения перевозок.
Рост объемов перевозок в отдельных сегментах
Несмотря на общее снижение объемов, ряд направлений демонстрирует уверенный рост:
Зерно — увеличение поставок на внутренний рынок на 25,2% благодаря рекордному урожаю в Сибири и на Урале;
Каменный уголь — рост на 0,5%;
Удобрения — увеличение на 10,8%;
Бумага — рост на 5,4%;
Цветные металлы — увеличение на 13,5%.
Положительная динамика сохраняется в сегменте неугольных грузов, направляемых на экспорт в восточном направлении. Благодаря изменению принципов грузоперевозок и введению новой редакции Правил недискриминационного доступа, освобожденные от угля мощности позволили увеличить экспорт:
Минеральные удобрения — рост на 20,1%;
Железная руда — увеличение на 11%;
Контейнерные грузы — рост на 3,1%.
Несмотря на общее снижение объемов погрузки, РЖД продолжает адаптироваться к новым условиям рынка. Компания оптимизирует логистические процессы и усиливает экспортное направление, что позволяет поддерживать стабильность грузоперевозок и обеспечивать бесперебойное снабжение ключевых отраслей экономики.