
Контейнерные операторы России выразили обеспокоенность возможным ужесточением государственного регулирования в сфере железнодорожных перевозок. Поводом для обсуждения стали инициативы РЖД по введению обязательных договоров о взаимодействии между владельцами подвижного состава и перевозчиком. Начальник Центральной дирекции управления движением, заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков, на онлайн-встрече с представителями Евразийского союза железнодорожных операторов объяснил цели и принципы заключения таких соглашений. По его словам, договор охватывает весь жизненный цикл вагона — от приписки к инфраструктуре до утилизации, включая этапы эксплуатации, отстоя и технического обслуживания. Хотя соглашения пока заключаются на добровольной основе, в РЖД уже разрабатываются предложения по законодательному закреплению этой практики.
Глазков отметил, что договор предусматривает жесткую приписку вагонов к путям необщего пользования, право РЖД эвакуировать порожние вагоны, мешающие погрузке, и использование пустого подвижного состава других операторов. Цель нововведений — повышение эффективности грузоперевозок, особенно в условиях высокой загрузки инфраструктуры. Это особенно актуально для контейнерных перевозок по лимитирующим направлениям. Михаил Глазков подчеркнул, что задача РЖД — обеспечить полную вывозку всех предъявленных объемов грузов и достичь высоких качественных показателей. Так, средняя скорость транзитных контейнерных поездов в марте и апреле 2025 года стабильно превышала норматив в 1000 километров в сутки и достигла 1027 километров. Также отмечено сокращение среднего оборота вагона по сети РЖД на 1,75 суток, а для фитинговых платформ — на 2,15 суток. Эти результаты свидетельствуют о росте пропускной способности и эффективности перевозочного процесса.