
3 июля 2025 года стало известно о разработке Федеральной антимонопольной службой проекта постановления правительства, направленного на обеспечение приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре для перевозок импортного сырья, необходимого для работы предприятий непрерывного цикла. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно проекту, в действующие Правила недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта вносится дополнение — специальная очередь «е1». Она будет применяться в случаях, когда невозможно полностью удовлетворить спрос грузоотправителей на конкретном направлении. Нововведения могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года.
Ранее правила предусматривали приоритет для поставок продукции, связанной с обеспечением непрерывных производственных процессов, однако четкого перечня таких организаций не существовало. В результате сырьё и продукция даже критически важных предприятий направлялись по общему порядку в рамках других очередей, что затрудняло логистику и ставило под угрозу стабильность поставок.
В мае 2025 года правительство РФ утвердило список из 166 предприятий непрерывного цикла, в который вошли ведущие компании металлургической, химической, нефтегазовой и перерабатывающей отраслей. Несмотря на это, вопрос приоритетности поставок именно импортного сырья оставался неурегулированным. В РЖД пояснили, что грузы таких компаний получили преимущество перед остальными, однако необходимость отдельной регламентации поставок иностранных компонентов сохранялась.
Принятие новых правил обеспечит предприятиям возможность точного планирования логистики совместно с РЖД, повысит надежность цепочек поставок и минимизирует риски простоев, что особенно важно для производств с высокой степенью зависимости от регулярного снабжения.
Как ранее сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев в интервью газете «Гудок», многие российские производственные компании зависят от импортных компонентов и сырья, не подлежащих импортозамещению. В действующих правилах такие перевозки относятся к самой низкой, 12-й очереди приоритета. Одним из ярких примеров стала компания «Русал», деятельность которой требует бесперебойных поставок глинозема из-за рубежа.
Источник в отрасли, на который ссылается ТАСС, подтвердил, что в настоящий момент критической ситуации с поставками нет, чему способствует высвобождение пропускных мощностей на Восточном и Западном полигонах. Тем не менее, реализация инициативы ФАС о повышении приоритетности для импортных грузов позволит компаниям избежать возможных рисков в условиях полной загрузки транспортной сети.