-

Blog single

Цифровая маркировка товаров в 2019

29 марта вступило в силу Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС, подписанное представителями стран-участниц еще 2 февраля 2018 года. Отныне под действие документа попадает целый ряд товаров, среди которых табачные и меховые изделия, различные продукты легкой промышленности, лекарства, шины, парфюмерия, а также фотокамеры и аппаратура к ним. Основной задачей документа является приведение процессов маркировки товаров на территории Союза к единой системе.

Зачем нужна цифровая маркировка?

Ранее заявлялось, что благодаря нормам, предусмотренным в документе, станет возможным усиление контроля за оборотом товаров, а также значительное снижение серого оборота на территории Союза. Более того, обязательная цифровая маркировка товара позволит наносить непосредственно на продукт код с детальной информацией о нем, отслеживать и выводить его из оборота при необходимости. Данный механизм открывает большие возможности для бизнеса с точки зрения упрощения документооборота и обеспечивает потребителям гарантию приобретения легального товара.

Кому нужна цифровая маркировка?

Главной целью ЕАЭС является формирование единого рынка товаров и услуг для свободной торговли в пределах его границ. Однако из-за отмены таможенных ограничений внутри союза значительно снизилась возможность контроля за нелегальным серым ввозом товаров. Причем сильнее всего пострадала Россия, в частности из-за нелегального ввоза табачной продукции. Поэтому именно она продвигала идею соглашения активнее всех.

Так, еще 25.10.2017 премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил о недопустимости серых схем на территории Союза и о необходимости приблизить срок выхода документа между государствами ЕАЭС. Он также заявлял, что именно электронная маркировка товаров является одним из самых результативных механизмов в борьбе с контрабандой.

Цифровая маркировка товаров в 2019 году

Вопросами маркировки товаров занимается Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Именно он будет изучать инициативы стран-участниц Союза о введении цифровой маркировки товаров. То есть, если какая-либо из стран ЕАЭС захочет внедрить новую маркировку, она должна сообщить об этом ЕЭК, который внесет этот запрос на рассмотрения остальными государствами союза.

Решение о том, стоит ли ее применять во всех странах сразу будет основываться на анализе рыночных ситуаций государств ЕАЭС и наличии технологических ресурсов для использования электронной маркировки товара. Решение Совета вступает в законную силу в течение 3 месяцев. После его оглашения страны ЕАЭС обязаны в 60-дневный срок проинформировать ЕЭК об ответственных за исполнение решений органах.

Если решение не поддерживается государствами единогласно, то те страны, которые готовы ввести цифровую маркировку товара сразу, могут сделать это, основываясь на единых принципах, заложенных в соглашении. Страны, не принявшие маркировку на данном этапе, смогут присоединиться, когда появится возможность для этого.

Цифровая маркировка товаров — защита от серого импорта?

Несмотря на то, что Соглашение о маркировке представляется крайне перспективным инструментом в борьбе с контрафактом, его эффективность напрямую зависит от продуктивности и скорости работы Совета ЕЭК, ведь именно он устанавливает список товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.

Однако вопрос, станет ли маркировка действенным средством в борьбе с нелегальным ввозом, остается спорным. Да, эта технология упрощает процесс контроля и повышает его эффективность, но, в то же время, цифровая маркировка может маскировать свойства продукции ненадлежащего качества и способствовать ее легализации.

Более того, сложно предугадать процент нелегального импорта на территории Союза. Сомнений нет, что эти масштабы серьезны. Например, когда в целях эксперимента была введена маркировка меховых изделий, объем легальной торговли данной категорией товаров возрос более чем в 6 раз. И если допустить, что нечто похожее будет наблюдаться на остальных рынках, налоговые бюджеты стран ЕАЭС могут заметно повыситься. Правда, верно ли это утверждения, покажет только время, когда цифровая маркировка товаров станет отлаженной и повсеместной.